Виниловые проигрыватели

Виниловые проигрыватели
   Наверное, тем, кто застал эпоху широкой популярности виниловых проигрывателей и грампластинок, сейчас уже за сорок. Ведь тридцать лет назад электрофоны стали вытесняться более современными и удобными проигрывателями компакт-кассет, дающими, в определенном смысле, больше возможностей для прослушивания любимых композиций. С того времени появилось уже много более технически совершенных форматов аудиозаписи, но винил не только не остался забыт, он вновь набирает популярность у любителей истинного аналогового звука. Причиной этого служит не только ностальгия у старшего поколения или желание молодых людей прикоснуться к классике, аудиолюбители по всему миру отмечают  приближенность винила к живому звучанию, а также создаваемую им неповторимую теплую атмосферу. Конечно же, производители нынешних виниловых проигрывателей постоянно находят применение современным технологическим решениям, стараясь устранить недостатки и подчеркнуть достоинства, за которые их продукцию ценят.
   Главной особенностью проигрывателей грампластинок является сложность их выбора и использования по сравнению с более современными устройствами звуковоспроизведения. Для получения наиболее чистого звука, который может не уступать по качеству оптическим и цифровым форматам, важна слаженная работа всех электрических т механических деталей устройства, оптимальная настройка и уход за самими пластинками.

Шасси
   Шасси, или как его еще называют, стол винилового проигрывателя, хоть и представляет собой неподвижную платформу для размещения  остальных компонентов, играет не менее важную роль в качестве воспроизведения, чем движущиеся детали.
   Все дело в том, что при считывании звуковой дорожки с грампластинки игла звукоснимателя очень чувствительно контактирует со стенками канавки, от чего в случае вибрации возможны серьезные помехи. Задача стола состоит именно в поглощении вибраций, которые могут исходить от пола помещения, перемещения самой иглы по поверхности пластинки, электромотора устройства и воспроизводимого проигрывателем звука.
   Производители используют множество методов придания виниловым проигрывателям наилучших вибропоглощающих свойств. В первую очередь – это материалы стола, обладающие высокими антирезонансными показателями, пружинные и гидравлические подвесы, минимизирующие контакт тонарма и  опорного диска с шасси, а также опоры, соединяющие проигрыватель с внешней поверхностью. Не стоит забывать и о вибропоглощающих свойствах специально предназначенных стоек и подставок под виниловые проигрыватели.

Тонарм
   Наиболее механически сложным компонентом винилового проигрывателя является тонарм. Его задача заключается в перемещении иглы и поддержании ее необходимого угла относительно грампластинки. Главная сложность при этом состоит в том, что с одной стороны тонарм должен оказывать нужное давление на иглу, от которой требуется передавать четкие колебания на катушку. С  другой - это давление не должно мешать перемещению иглы по канавкам грампластинки. Хороший тонарм должен иметь массивный стабилизируемый противовес, способный балансировать любую головку звукоусилителя, регулируемою высоту и наиболее высокие вибропоглощающих свойства.
   Одной из главных проблем, которые должен решать тонарм, являются угловые искажения. Дело в том, что звуковая дорожка наносится на мастер-диск, с которого впоследствии штампуются грампластинки, резцом, движущимся строго вдоль радиуса диска. Игла же проигрывателя не может двигаться вдоль радиуса пластинки, а описывает дугу. Иначе говоря, угол иглы, под которым она касается звуковой канавки, отличается от угла резца, и чем больше несоответствие, тем выше разбалансировка и искажение звучания. Решением данной проблемы является применение тангенциального тонарма, в котором звукосниматель расположен на штанге, установленной вдоль радиуса пластинки. Это довольно сложная конструкция, требующая перемещения звукоснимателя вдоль штанги с минимальным трением. Другой вариант решения – тонарм с дополнительным сочленением, позволяющим менять расположение головки относительно угла поворота тонарма. Но звукорезонансные качества таких конструкций значительно хуже. Самыми популярными же типами тонармов остаются рычажные, некоторые из них имеют изогнутую форму, позволяющую свести угловые искажения к нулю на середине пластинки, некоторые минимизируют искажения путем увеличения длины тонармов.
 
Головка
   Головкой звукоснимателя называют электромеханическое устройство, закрепленное на тонарме, предназначенное для преобразования механических колебаний иглы в электрические сигналы, передающиеся затем на фонокорректор или усилитель. Параметры головки должны точно сопоставляться с параметрами тонарма, поскольку качество звука в большинстве своем зависит именно от этих двух компонентов. Даже высококлассная головка не будет выдавать желаемого результата с тонармом бюджетного уровня.
   Головки оцениваются по множеству параметров, хорошие модели обладают широким диапазоном воспроизводимых частот, малым весом, минимальными искажением и взаимопроникновением левого и правого каналов при чтении стереофонии. Прижимная сила головки должна быть сбалансирована для обеспечения надежного контакта иглы со стенками звуковой канавки и достижения минимального износа пластинки и самой иглы. Головка должна обладать хорошей гибкостью, принимая на себя все колебания иглы, не передавая их на тонарм.
   Из всех видов головок в настоящее время наиболее широко применяют магнитные головки с подвижным магнитом, на который передаются колебания иглы (ММ-головки). Магнитные головки с подвижной катушкой, где сигнал создается за счет перемещения самой катушки в постоянном поле магнита, обладают более высокими показателями, особенно в соотношении сигнал/шум, но выдают сигнал меньшего напряжения, более сложны и дороги. Раньше использовались пьезоэлектрические головки и головки, основанные на других принципах – полупроводниковые, емкостные и фотоэлектрические.     
   На качество воспроизведения также оказывает влияние материал и форма иглы. Чем материал тверже, как правило – это алмаз и сапфир, тем дольше прослужит игла, и тем меньшие повреждения нанесут ее стачивающиеся до острых углов стенки. Наилучшей формой иглы в разрезе является эллиптическая, поскольку  она более приближена к форме резца, что обеспечивает лучший контакт со звуковой канавкой. Сферические же иглы не всегда способны проходить сильно модулированные участки записанной дорожки.

Фонокорректор
   Многие считают, что единственной задачей фонокорректора является доведение слабого сигнала головки виниловых проигрывателей (0,2 - 5 мВ) до приемлемого к подаче на усилитель и предусилитель (150 - 200 мВ).  И хоть о важности этой функции вопроса не стоит, все же изначально фонокорректоры предназначались для выравнивания амплитудно-частотной характеристики, что является неотъемлемым условием для приближения воспроизведения к оригинальному звучанию.
   Стандарт записи RIAA предполагает нанесение звуковых дорожек на виниловую пластинку с повышением уровня высоких и понижением уровня низких частот. Причиной этому является то, что мощность высокочастотных составляющих дорожки меньше, чем низкочастотных, и при воспроизведении шумы были бы заметнее на высоких частотах. Также, RIAA запись позволяет уместить на пластинке записи большего объема. Конечно же, при воспроизведении требуется провести обратную процедуру коррекции низких и высоких частот, что и является первостепенной задачей фонокорректора.
   Фонокорректор выбирается с максимальной точностью, исходя из характеристик головки. К примеру, фонокорректор, предназначенный для работы с ММ-головкой, не подходит для использования с МС-головкой без применения повышающего трансформатора.
   Фонокорректоры бывают встроенными в проигрыватель, но это может ограничить возможности для последующей модернизации. Со встроенными фонокорректорами выпускаются некоторые модели усилителей, но наилучшим вариантом для тех, кто желает достижения индивидуальности и постоянно находится в поисках идеального звука, лучшим вариантом являются самостоятельные модели фонокорректоров.